История создания храма

Самым первым упоминанием из всех сел и деревень, образовавших город Долгопрудный, если судить по документу 1498 года, была деревня Хлебниково. В записках Болотова под 1770 годом про село Хлебниково сказано следующее: «село сие, составляющее пятое (от Москвы по дороге в Кашин) селение, сидело на реке Клязьме, текущей отсюда в Володимерскую провинцию и имевшей тут свое верховье. Селение сие находилось по ту сторону (от Москвы) сей реки, выстроено на ровном и низком месте, было нарочито велико и принадлежало графам Шереметевым».

В 1702 году Петром I велено было через Хлебниково от Москвы до Олонца проложить почтовую дорогу и поставить здесь 1-й Ям для смены лошадей в почтовых тройках. Станций [почтовых] по Дмитровской дороге три: Хлебниковская находится в 24 верстах от Москвы, Игнатовская от Хлебниковской в 22 вер. и в 19 1/4 версте от г. Дмитрова. В середине XVIII века в Хлебниково имелось 48 дворов. В них проживало 160 крестьян.

Неподалеку от Хлебниково расположено было старинное село Собакино (Никольское), которое с давних пор украшала церковь во имя святого Николая Чудотворца, но в 1777 году церковь Николая Чудотворца была упразднена за ветхостью и неимением в ней необходимой утвари. А в Хлебникове в 1870 годы построили часовню в честь св. Николая Чудотворца.

В начале XIX века Хлебниково значилось крупной владельческой деревней, расположенной в 24 верстах от Бутырской заставы на Дмитровском тракте. В 84-х ее дворах проживало уже 736 человек. При деревне работала почтовая станция, шерстопрядильная фабрика с 87 рабочими, чуть позже открылся кирпичный завод Гаша, 1 училище земское, 1 паяльное заведение, 1 свечное заведение, 4 трактира, 3 питейных дома, 7 постоялых дворов, мельница, 5 лавок. В 1875 году в Хлебниково была открыта первая школа, которую построили крестьяне. Ее посещали местные дети и дети села Троицкого и деревни Капустино.

В начале 1900-х годов построили Московско — Савеловскую железную дорогу со станцией Хлебниково. Савеловская железная дорога, долгое время была одноколейной, затем при увеличении количества поездов в Бескудниково, Хлебниково, Лобне и других узловых станциях были построены разъездные пути. Поезд останавливался, ждал встречного, затем отправлялся в дальнейший путь. На 21 километре поезд делает одну из больших остановок по Савеловской железной дороге. Станция Хлебниково вместе с примыкающим к ней поселком напоминает маленький провинциальный городок. 35-50 домов выстроены о типу городских особняков, причем попадаются даже 2-этажные постройки. В помещениях станции есть парикмахерская и буфет. Имеется почтовое отделение. Продуктовые потребности приезжающих удовлетворяются поселковыми магазинами Кредитного товарищества и Уторга. Лекарственная помощь обслуживается Хлебниковской аптекой и фабрично-заводской больницей при кирпичном заводе Гаша.

После революции Хлебниково — центр Коммунистического района, в центре поселка находятся Исполком Коммунистического района, отделение волостной милиции и камера Нарсуда. Здесь же сосредоточены партийные, комсомольские и культурно-просветительские организации. Рядом со станцией — клуб с читальней, а невдалеке оборудована хорошая спорт-площадка, в летние вечера всегда переполненная физкультурниками.

Грандиозная стройка канала Москва-Волга прошла через Хлебниково, отрезав большую территорию. Летом 1933 года весь поселок и деревня будут переведены в специально строящиеся дома при платформе Шереметьевской, в 2 км от ст. Хлебниково, много строений снесены. А на образовавшемся островке, на территории, где до революции была железнодорожная станция Хлебниково, почта, медпункт и т.д., началось строительство Хлебниковского судоремонтного завода.

В годы Великой Отечественной войны Хлебниково оказалось в пяти километрах от линии фронта. По каналу Москва-Волга проходила линия обороны. До Москвы оставалось 27 километров. Краснополянский район с 30 ноября по 8 декабря был частично оккупирован. Грозной осенью 1941 года на Лобненском рубеже обороны советские войска, приняв на себя лобовой удар фашистских танков, преградили путь гитлеровцам к Москве.

В армию Краснополянским военкоматом было призвано свыше 20 тысяч человек. Из них 2431 человек погиб. Только в Хлебниково на 119 человек пришли похоронки. Их имена высечены на братской могиле, где захоронены воины, около платформы Хлебниково.

В годы войны в поселке размещался госпиталь №31 для легкораненых. Линия фронта проходила по железнодорожному полотну Савеловской дороги между Лобней и селом Киево. 331 стрелковая дивизия, формировавшаяся в Хлебниково, перенесла свой штаб в Лобненскую школу, что у озера Киево.

Упорные бои шли несколько дней, бойцы 106 пехотной дивизии и 331 стрелковой дивизии приостановили продвижение врага к Хлебниково и Химкам. В ночь на 4 декабря 1941 года войска 20-й армии, а именно 331 стрелковой дивизии, нанесли ряд контрударов по обороне противника, в результате которых была освобождена деревня Катюшки.

Ежегодно 6 декабря в день начала контрнаступления под Москвой и 9 мая в День Победы учащиеся школы №3 имени Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло, ветераны ВОВ и жители поселка возлагают венки на братскую могилу воинов.

Место пересечения канала рекой Клязьмой (фото со строительства канала Москва-Волга 1934-1935). Впереди видно церковное здание. Возможно, это Никольская часовня в Хлебниково (у Дмитровской дороги)

Неравнодушные жители Хлебниково в память об истории своего поселка объединили усилия для строительства православного Храма в честь Свт. Николая Чудотворца Мирликийского. Администрация города Долгопрудный выделила участок около братской могилы. Благочинным церквей г. Долгопрудный назначен священник о. Алексей Куприянов. Утвержден проект храма. В настоящее время в Правительстве Московской области проходит получение разрешения на строительство.

На участке, выделенном под строительство храма, установлен временный навес и каждое воскресение в 13 часов батюшка служит молебен с акафистом.